Свет – один из важных критерев удачного кадра. Умение использовать свет в фотографии является залогом успеха для каждого фотографа. От того, как расположен источник света, какой это свет (жесткий или мягкий) зависит настроение, стиль, выражение фотографии. Мягкое освещение (свет) можно увидет в облачный день. Теней мало или вообще нет, цвета приглушены, ощущение мягкости. Такой свет получается из-за того, что облака являются рассеивателями солнечного света. Так е и в фотостуди – свет будет мягким, рассеянным, если использовать рассеиватель – фотозонт или софтбокс.
Яркий солнечный день – это пример жесткого освещения. В такой день часть объектов высветлена, а часть находиться в глубокой тени. Кроме того, жесткий свет обеспечивает высокую контрастность и яркость цветов. Такой свет в фотостудии дает моноблок (вспышка, источник постоянного света, осветительный прибор) без рассеивателя. Чтобы научится правильно пользоваться этими качественными характеристиками освещения, нужно много наблюдать и пробовать. Светом можно создать такое настроение в фотографии, которое не оставит зрителя равнодушным. Разобраться в этих примерах совсем не сложно. Класическим примером мягкого света в природе является пасмурная погода, когда на небе нет солнца и оно затянуто облаками. В такую погоду свет как будто мягко обволакивает нас, окружая со всех сторон. А вот жесткий свет в фотографии называют жестким направленным светом, т.е. его лучи распространяются параллельно в определенном направлении к объекту съемки. Если взять за пример солнечную погоду, то можно заметить, что в отличии от мягкого света, жесткий дает выраженный светотеневой рисунок – одна часть объекта высвечена, другая имеет глубокую тень.
Классическая световая схема. Часто её называют «рембрандтовской» (в такой манере великий художник писал свои портреты) иногда встречается название «45 градусов» (сорокопятка).
ВНИМАНИЕ! Расположение приборов на схеме приводится в качестве примера. Повторять расстановку схемы в студии один в один, просто глупо!
Существует терминология, характеризующая студийный свет, которой подчиняются все фотографы мира. Приводим краткое описание видам студийного света, в зависимости от его расположения в фотостудии. Рисующий свет формирует у зрителя представление о том, где находится главный источник света. Тобы создать мякгий, естественный рисунок, используйте рассеиватель (зонт на просвет, софтбокс). Для иных задумок, где нужен более жесткий свет – зонт на отражение. Заполняющй свет служит для смягчения теней, для балансировки свето-теневого рисунка. Чаще всего, источник заполняющего света устанавливают позади фотоаппарата. Контровый свет служит для подсветки волос, помогает отделить объект съемки от фона, добавляет светлую оживляющую окантовку. Фоновый свет служит для подсветки фона, создавая пространсво между моделью и фоном. В зависимости от того, как установлен источник света, как рассеян свет, фоограф получает различные эффеты. Моделирующий свет используют для создания бликов, или подсветки затененных зон. Обычно это мягкий рассеянный свет от небольшого источника света.
Рисующий источник света (key light).
Рисующий источник света формирует рисунок.
Для передачи настроения снимка необходимо выбрать световое решение. Напомню, что по характеру света (мягкий, жесткий) выделяют два типа световых решений: светотеневое и светотональное.
Светотеневое освещение – это жесткий свет, который получается при использовании рефлекторов небольшого размера.
Обычно используют портретные тарелки и рефлекторы. Серебристая поверхность и небольшие размеры рефлекторов дают жесткий свет.
Плюсы светотеневого освещения: ярко выраженный объем и фактура. Минусы. Сильно выраженная фактура кожи, которая допустима для мужских портретов, но является нежелательной для женских. К минусам можно отнести и необходимость тщательного продумывания расстановки света и положения модели. Смещение модели на пару сантиметров или небольшой поворот могут привести к появлению некрасивых теней и нежелательному изменению линий и форм модели.
Для получения свето-тонального характера портрета мы будем использовать для рисующего источника источники мягкого рассеянного света с большой светоизлучающей поверхностью: софт-боксы, стрип-боксы и фото-зонты.
Где и на какой высоте устанавливать рисующий источник света?
варианты установки света:
фронтальное, передне-диагональное, боковое, задне-диагональное, контровое
Рисующий источник располагается обычно передне-диагонально. Приблизительно 45 градусов относительно оптической линии камера-модель. Причем модель повернута к рисующему источнику таким образом, что бы рисующий источник был чуть «контровее» плоскости носа модели. (представим дугу камера-фон и проведем из носа модели плоскость, которая пересечет эту дугу, так вот прибор должен быть за этой точкой пересечения чуть ближе к фону). Теперь о высоте рисующего источника. Если опустить источник слишком низко, мы получим жутковатого «графа Дракулу» (помните в пионер-лагерях пугали друзей фонариком у подбородка?) Также лицо будет казаться шире чем есть на самом деле. Если поднять прибор слишком высоко, то мы получим драматический верхний свет как в театре, тени под глазами (как у панды). Вывод: будем ставить чуть выше головы модели. Также рекомендую фотографам при постановке света по высоте следить за бликами в глазах модели. Блики придают взгляду большую выразительность.
Какова мощность рисующего света относительно других приборов?
Рисующий источник обычно ярче на 1-1.5 ступени (F-Stop) чем остальные источники световой схемы. Мощность других источников всегда согласуется с рисующим и в классической схеме освещения всегда меньше его.
ЗАПОЛНЯЮЩИЙ СВЕТ (Fill light)
Для заполняющего света используют либо софт-бокс либо свето-отражающую панель (лайт-панель, лайт-диск)
Задача заполняющего света — смягчить светотеневой рисунок. То есть сделать тени менее глубокими.
Примеры, когда заполняющий свет просто не нужен: свето-теневой мужской портрет, драматический женский портрет (встречается реже) и свето-тональный портрет, при котором и так все мягко и хорошо.
Заполняющий свет обычно располагают либо фронтально, либо рядом с камерой (чуть левее-правее), передне-диагонально. В литературе я встречал заявление, что источник заполняющего света должен быть исключительно фронтально, что бы не допустить появления двойных теней. С этим заявлением я категорически не согласен. Достаточно использовать большой софт-бокс или лайт-диск (лайт-панель) расположенный близко к модели, который не приведет к появлению дополнительных теней.
ФОНОВЫЙ СВЕТ (Back Light)
Единственная задача фонового света — отделить модель от фона, придать глубину и объем фотографии. Для фонового света обычно используют источники жесткого света, формирующие световое пятно определенной формы и размера или равномерно освещают фон.
КОНТРОВОЙ СВЕТ, АКЦЕНТИРУЮЩИЙ СВЕТ
Контровый или акцентирующий свет необходим для светового акцента, отделения от фона. Подчеркивания фактуры волос, одежды, отделения силуэта светом. Контровый свет устанавливается за моделью, акцентирующий в задне-диагональной или реже в передне-диагональной, боковой плоскости.